Галерея классического и
современного искусства
Главная / Художники /   Кищенко А.М.

Кищенко А.М.

Кищенко Александр Михайлович

Александра Михайловича Кищенко белорусский живописец, мастер гобелена, педагог, народный художник Белорусской ССР (1991 г.), заслуженный деятель искусств БССР (1980 г.) родился 13 мая  1933 в селе Белый Колодец Богучарского района Воронежской области. Богучарский район является родиной народного художника Беларуси Александра Михайловича Кищенко

Кищенко — творец школы белорусского монументального гобелена. Родился в д. Белый Колодец Воронежской обл. (Россия). Окончил Львовский государственный институт декоративно-прикладного искусства (1960 г.). Творческую деятельность начинал во Львове, Киеве,  жил и работал в Минске с 1963 г. В 1963-1970 гг. преподаватель Белорусского театрально-художественного института. В художественных выставках участвовал с 1961 г. Работал в монументальной и станковой живописи, в гобелене.

Работы в монументальном искусстве:

роспись «Эстафета поколений» (1973 г., с М. Савицким) в санатории «Беларусь» в Мисхоре Крымской обл.,

мозаичная композиция на фасаде гостиницы «Турист» (1973 г.), «Октябрь» на административном здании на Юбилейной пл. (1975 г.),

4 панно («Город-воин», «Город науки», «Город культуры», «Город-строитель») на торцах жилых домов микрорайона Восток (1978 г., все в Минске).

Сыграл важную роль в возрождении искусства гобелена в Беларуси.

Метафоричная символика, интересное цветовое и композиционное решение выделяют гобелены «Человек познает свет» (1970 г., с А. Бельтюковой, Г. Горбуновым) в холле гостиницы «Турист», «Ангелина» (1971 г.),  "Утро. Пробуждение» (1972 г.), «Легенда о белорусских партизанах» (1972 г., с Бельтюковой), «Музыка» (1975 г.) в холле Минского музыкального училища,  "СССР. Этапы борьбы и побед» (1979 г., с Савицким; Государственная премия БССР, 1980) для конференц-зала в здании ЦК КПБ, гобелен-занавес для Государственного театра музыкальной комедии, «Отечество» (оба 1980 г.), «Мой родной край» для музея Великой Отечественной войны в г. Богучар Воронежской обл. (1981 г., с Бельтюковой),  гобелен-занавес и 6 гобеленов для фойе («Беларусь», «Музыка»,"Космос», «Революция», «Беларусь», «Песняры», «Скорина») Государственного театра оперы и балета БССР (1978-1985 гг.), «Песняры Беларуси» и «Гимн Освобождения» для Белорусского театра им. Я. Коласа в Витебске (1984-1985 гг.).

«Гобелен века» — уникальное произведение Кищенко, выполнено из шерсти (ручная работа). «Гобелен века» впервые был представлен публике в 1996 г. За эту работу художнику присуждена Государственная премия Беларуси. Уникальное полотно внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой гобелен в мире, признано национальным достоянием. На полотнище размером 19x14 метров автор изобразил самых известных личностей прошлого и современности, а также события мироздания: Ноев ковчег, Христа и Антихриста, Кремль, Папу Римского, Черчилля, Горбачева, Сталина, Хемингуэя, Кастро (изображены более 80 портретов). В одном из углов гобелена автор изобразил собственный портрет и лик белорусского президента. Основной замысел художника был сконцентрирован не в портретах политических деятелей, а в центральном сюжете гобелена — авторски интерпретированном конфликте Христа и Антихриста. Работа над созданием «Гобелена века» длилась пять лет. Произведение выставлялось на публичный показ лишь несколько раз. Интересное образно-пластическое решения присущи произведения «Девочка с подсолнечником» (1968 г.), «Председатель. 1943» (1970 г.), «Комсомольцы 1970-х гг.», «Огонь отцов» (обе 1972 г.), «Гобеленщицы» (1975 г.), «Юность» (1976 г.), «Гимн подвигу» (1977 г.), «Воскресенье» (1979 г.), «Разлив жизни» (1980 г.), «Мои современники» (1981 г.), портретам искусствоведа Ж. Крамаренко (1972 г.), художницы З. Литвиновой и Н. Марченко (1976 г.), сына (1978 г.), народной артистки СССР Е. Образцовой (1982 г.) и др.

Кищенко — один из известных художников Беларуси ХХ в., произведения которого вошли в сокровищницу национального искусства, стали достоянием отечественной культуры. Часть картин находится в художественных музеях Беларуси и России, также в Третьяковской галерее, а так же в частных коллекциях семьи Ф. Миттерана, Б. Клинтона, композитора Свиридова. Многогранность художественного дарования Кищенко выразилась не только в живописи, но и в поэзии, прозе, и наиболее красочно в монументальном искусстве: мозаике, крупномасштабном гобелене. Эти гобелены — своеобразный памятник машеровской эпохи. Его тканые картины размещены  в здании администрации президента Беларусию, в зале ООН (г. Нью-Йорк),  в Белорусском государственном музыкальном театре и Белорусском театре оперы и балета. Борисовский комбинат декоративно-прикладного искусства назван именем Кищенко.

Работы автора